Устройство вентиля на газовом баллоне и способы его замены в случае необходимости

Переводим кубы в литры

Сначала, небольшое отступление в школьный курс физики. Общепринятой единицей измерения объема, как известно, является кубический метр. Представляет собой 1 куб. м. – объем куба, сторона которого равна одному метру. Данная единица не всегда удобна, поэтому довольно таки часто используют другие – куб сантиметры, и кубические дециметры – литры.

В быту наиболее удобной единицей измерения является литр – объем куба, сторона которого равна 10 см или 1 дм. Таким образом, получаем следующее соотношение: 1 литр = 1 дм куб.

Отсюда получаем следующие формы:

1 куб. м = 1000 л (формула объема куба в литрах)

1 л = 0,001 куб. м

А далее, вооружившись калькулятором, найдем ответы на некоторые перечисленные вопросы.

  • 0.5 куба сколько литров? Решение: 0,5*1000=500 литров. Ответ: 500 литров.
  • 10 кубов сколько литров? Решение: 10*1000=10 000 литров. Ответ: 10 000 литров.
  • 2 куба это сколько литров? Решение: 2*1000=2 000 литров. Ответ 2 000 литров.
  • 20 кубов это сколько литров? Решение: 20*1000=20 000 литров. Ответ 20 000 литров.
  • 30 кубов это сколько литров? Ответ: 30 000 литров.
  • 300 кубов сколько литров? Ответ: 300 000 литров.
  • 5 кубов это сколько литров? Ответ: 5 000 литров.
  • 6 кубов — сколько литров? Ответ: 6 000 литров.
  • 4 куба сколько литров? Ответ 4 000 литров.

Соответственно самое простое: Ответ на вопрос: «1 куб м сколько литров?» — 1000 литров.

Маркировка

Для маркировки используются только специальные единые стикеры и цветовые обозначения по ГОСТу: кислородный баллон окрашен в голубой цвет, а сверху черной краской сделан трафарет с наименованием газа. Толщина стали находится в пределах 6—8 мм, изделие не имеет соединительных стыков, что увеличивает надежность эксплуатации.

Заводская маркировка наносится на неокрашенный участок под вентилем, в ней обязательно присутствует:

  • номер баллона;
  • группа и номинальная, также фактическая емкость в литрах;
  • масса в килограммах;
  • давление при испытании и рабочее;
  • дата проверки;
  • срок повторного гидравлического испытания;
  • клеймо завода-изготовителя и технического контроля.

Без выше обозначенных данных емкости использовать запрещено.

Устройство вентиля на газовом баллоне и способы его замены в случае необходимости

КОНСТРУКЦИЯ ВЕНТИЛЯ

В стандартном варианте газовые баллоны с пропаном объемом до 27 литров комплектуются клапанами КБ-2 или вентилями ВБ-2. Второй вариант считается более надежным. К вентилю присоединяется редуктор с помощью резьбы штуцера и накидной гайки. Степень герметичности соединения регулируется рожковым ключом. Для уплотнения устанавливается одноразовая прокладка.

Соединения с клапаном не всегда герметичные и часто приводят к утечке газа.

Конструктивно вентиль состоит из следующих элементов:

  • стального корпуса в форме тройника с резьбой;
  • запорной части;
  • маховика;
  • уплотнителей.

Тип вентиля должен соответствовать характеристикам содержимого емкости и самого баллона.

Цвет баллона говорит о том, какой газ там находится:

  • красный цвет – пропан-бутан;
  • черный – азот;
  • синий цвет – кислород;
  • зеленый – водород;
  • белый цвет – ацетилен.

Примеры использования вышеприведенных данных на практике и в расчетах

Вопрос:

На сколько хватит газа и проволоки при сварке полуавтоматом с кассетой проволоки 0,8 мм весом 5 кг и баллона с углекислотой объемом 10 литров?Ответ: Сварочная проволока СВ-08 диаметром 0,8 мм весит 3,950 кг 1 километр, значит на кассете 5 кг примерно 1200 метров проволоки. Если средняя скорость подачи для такой проволоки 4 метра в минуту, то кассета уйдет за 300 минут. Углекислоты в «большом» 40-литровом баллоне 12 кубометров или 12000 литров, если пересчитать на «маленький» 10-литровый баллон, то в нём углекислоты будет 3 куб. метра или 3000 литров. Если расход газа на продувку 10 литров в минуту, то 10-литрового баллона обязано хватить 300 минут или на 1 кассету проволоки 0,8 весом 5 кг, или «большого» баллона 40 литров на 4 кассеты по 5 кг.

Вопрос:

Хочу поставить на даче газовый котел и отапливаться от баллонов, на сколько будет хватать одного баллона?Ответ: В 50-литровом «большом» пропановом баллоне 21 кг сжиженного газа или 10 кубометров газа в газообразном виде, но так прямо в лоб переводить в кубометры и считать по ним расход нельзя, потому что теплота сгорания сжиженного пропан-бутана в 3 раза выше, чем теплота сгорания натурального газа, а на котлах обычно пишут расход именно натурального газа! Правильнее делать так: находим данные котла сразу по сжиженному газу, например возьмем очень распространенный котел АОГВ-11,6 мощностью 11,6 кВт и рассчитанный на отопление 110 кв. метров. На сайте ЖМЗ указан расход сразу в килограммах в час для сжиженного газа – 0,86 кг в час при работе на полную мощность. 21 кг газа в баллоне делим на 0,86 кг/час = 18 часов непрерывного горения такого котла на 1 баллоне, реально это будет происходить, если на улице -30С при стандартном доме и обычном требовании к температуре воздуха в нем, а если на улице будет всего всего -20С, то 1 баллона будет хватать на 24 часа (сутки). Можно сделать вывод, что чтоб отапливать обычный домик в 110 кв. метров баллонным газом в холодные месяцы года нужно примерно 30 баллонов в месяц. Нужно помнить, что в связи с разной теплотворной способностью сжиженного и природного газа расход сжиженного и природного газа при одной и той же мощности для котлов разный. Для перехода с одного вида газа на другой в котлах обычно нужно менять жиклеры / форсунки. А теперь, кому интересно, можно посчитать и через кубы. На том же сайте ЖМЗ дан расход котла АОГВ-11,6 и по природному газу, он составляет 1,3 куб.м в час, т.е. 1,3 куба природного газа в час равны расходу сжиженного газа 0,86 кг/час. В газообразном виде 0,86 кг сжиженного пропан-бутана примерно равны 0,43 кубам газообразного пропан-бутана. Помним, что пропан-бутан в три раза «мощнее» природного газа. Проверяем: 0,43 х 3 = 1,26 куба. Бинго!

Пошаговая инструкция по замене вентиля

Новый регулировочный клапан не фиксируется к баллону на чистую резьбу. Обязательно необходимо применять уплотнительные материал: герметики или фум-ленту.

Проверка герметичности и завершение работ

По окончании работ по замене вентиля на газовом сосуде необходимо выполнить проверку герметичности вновь собранных соединений. Для этого используют способ, проверенный десятилетиями – нанесение мыльной пены.

Устройство вентиля на газовом баллоне и способы его замены в случае необходимости

Проверка герметичности и завершение работ

Если стыки собраны некачественно, то в месте утечки газа будут образовываться пузыри и поэтому нужно будет выполнить работу, по сборке по новой.

Составные части газового баллона

Требования по производственным процессам и техническим характеристикам газовых баллонов регламентируются довольно старыми ГОСТами 949-73 и 15860-84.

Максимальное рабочее давление в устройствах колеблется от 1,6МПа до 19,6МПа, а толщина стенок может варьировать от 1,5 до 8,9 мм.

Устройство вентиля на газовом баллоне и способы его замены в случае необходимости
Защитный колпак на газовых баллонах может накручиваться на специальную резьбу горловины, полностью закрывая вентиль, или быть приваренным к корпусу и лишь защищать кран от случайных внешних ударов

Стандартный газовый баллон в сборе состоит из следующих элементов:

  1. Корпус баллона.
  2. Вентиль с запорной арматурой.
  3. Закрывающий вентиль колпак.
  4. Подкладные кольца для фиксации и транспортировки.
  5. Опорный башмак.

Важным элементом баллона являются также выбитые на нем технические сведения.

Устройство вентиля на газовом баллоне и способы его замены в случае необходимости
Выбитую на баллоне информацию используют сервисные центры при заправке и повторном освидетельствовании оборудования, поэтому не следует её сильно закрашивать краской

Дно баллонов имеет форму полусферы для равномерного распределения внутреннего давления. Для лучшей устойчивости корпуса снаружи приваривают башмак, на нижних кромках которого зачастую имеются отверстия для крепления баллона к горизонтальным поверхностям.

С видами газовых баллонов и особенностями их маркировки ознакомит статья, которую мы рекомендуем просмотреть и почитать.

Композитные или стальные?

Как и у каждого изделия, у композитных баллонов есть свои достоинства и недостатки. К их плюсам можно отнести то, что они легче стальных и их удобнее переносить вручную. Так, 12-литровый композитный баллон весит 3,4 кг, а стальной такого же объема — 6 кг.

Популярные статьи  На какой высоте вешать телевизор на стену: правила и рекомендации

«У композитных баллонов прозрачные стенки. Благодаря этому можно видеть уровень газа в баллоне и вовремя его наполнить. Хотя по правилам безопасности срок службы стальных и композитных баллонов одинаков и составляет 20 лет, последние всё-таки на практике обладают большей долговечностью при правильной эксплуатации, так как не подвержены коррозии», — говорит Роза Гордеева.

Также композитные баллоны безопаснее стальных. Последние могут взорваться, и их осколки разлетятся во все стороны. Композитные баллоны оснащены вентилем с предохранительным клапаном и плавкой вставкой. Предохранительный клапан предназначен для сброса избыточного давления, а плавкая вставка срабатывает в случае повышения температуры вокруг баллона, например при пожаре или перепаде температуры во время наполнения и эксплуатации. У стальных баллонов такие запорные устройства с предохранительным клапаном отсутствуют, но их можно приобрести и установить отдельно.

«К недостаткам композитных баллонов относят, во-первых, высокую цену. Во-вторых, их запорные устройства с трудом сопрягаются с отечественными редукторами: приходится применять переходники или покупать импортные редукторы. В-третьих, пустые композитные баллоны „боятся“ вакуума и менее прочны на сжатие, чем стальные, поэтому нужно следить, чтобы в баллоне всегда находилось какое-то количество газа», — говорит Роза Гордеева.

Баллоны из композитных материалов в 3,5-4 раза дороже стальных. Это связано с несколькими причинами.

«Во-первых, композитные баллоны изготовляются на высокотехнологичном оборудовании из дорогого материала: специального стекловолокна. Процесс производства состоит из нескольких этапов и контролируется высококвалифицированными специалистами. Во-вторых, композитные баллоны импортируются, а это всегда дороже, чем производитель на месте. Так, основными поставщиками композитных баллонов являются Чехия, Норвегия, Индия и Пакистан. Стальные же баллоны производятся в России и привозятся в основном из Белоруссии. В-третьих, на цену влияет курс рубля по отношению к доллару и евро. В-четвертых, продавцы в России, естественно, хотят получать коммерческую выгоду. Всё это влияет на конечную цену товара», — объясняет технический директор Ассоциации производителей газового оборудования Антон Хомутов.

Устройство вентиля на газовом баллоне и способы его замены в случае необходимости

Виды и устройство вентилей

Резьба у вентилей для газовых баллонов стандартизирована, а вот сами они могут иметь разнообразную конструкцию. На выбор модели вентиля влияет вид хранимого химического вещества, производственные особенности эксплуатации и количество денег.

Перед покупкой нового оборудования следует ознакомиться с вариантами исполнения и с внутренним устройством вентилей.

Классификация запорной арматуры для баллонов

Конструкционные особенности вентилей газовых баллонов обусловлены не прихотями инженеров, а соображениями техники безопасности.

В зависимости от материала исполнения запорная арматура делится на латунную и стальную. Выбор металла для изготовления корпуса вентиля обусловлен видом содержащихся в баллоне газов.

Различают следующие типы запорных кранов, в зависимости от типа хранимых химических веществ:

  1. Ацетиленовые. Корпус таких баллонов окрашивается в белый цвет. Специальные вентили используются в баллонах с ацетиленом, хлором, аммиаком и другими агрессивными веществами.
  2. Кислородные. Баллоны окрашиваются в синий цвет и предназначаются для хранения кислорода, аргона, водорода, азота, углекислого газа и других инертных газов.
  3. Пропан-бутановые. Окрашиваются в красный цвет и предназначаются для хранения соответствующих названию веществ и других газообразных углеводородов. Наиболее распространенная модель типа вентиля для такого баллона – ВБ-2.

Вентили для ацетиленовых баллонов не изготавливаются из латуни, потому что содержащиеся в них вещества могут вступать в химическую реакцию с медью. Обычно для изготовления запорной арматуры этого типа применяют углеродистую или легированную сталь.

Устройство газового вентиля

Стандартный газовый вентиль имеет вид тройника, на каждом штуцере которого нарезана наружная резьба. Более продвинутые модели могут иметь дополнительный выступ – предохранительный клапан. Его предназначение – сброс избыточного давления в случае нагрева полного баллона или при неправильно осуществляемом заполнении.

Нижний штуцер вентиля используется для присоединения к газовому баллону, верхний – для крепления маховика, а боковой – для подключения коммуникаций для выхода и закачки газа. Устроен кран для газового баллона довольно просто.

Запорная арматура обычно состоит из таких общих элементов:

  1. Латунный или стальной корпус.
  2. Сальниковый вентиль или маховик, присоединяющийся к корпусу накидной гайкой.
  3. Внутренний запирающий механизм с клапаном и штоком.
  4. Уплотнительные прокладки.
  5. Заглушка на выпускное отверстие.

Подробно рассмотреть устройство вентилей на газовых баллонах каждого типа можно на представленных изображениях.

Сам по себе баллон цельный, и что-то сломаться там вряд ли может. Поэтому основное количество неисправностей касается газовых вентилей.

  • Ремонт осуществляется в хорошо проветриваемом помещении;
  • Открываем запорный узел, чтобы дать остаткам газа выйти наружу;
  • Чтобы вывернуть вентиль вручную или газовым ключом, необходимо прогреть этот элемент. В этом случае никакой опасности нет, так как в баллоне находятся только газовые пары, а не их смесь с воздухом, которая и является взрывоопасной в первую очередь. Единственное, за чем необходимо следить – умеренный нагрев конструкции, так как перегрев может повысить давление в баллоне. Смысл прогрева заключается в том, что металл расширяется и вентиль становится возможно выкрутить даже вручную, либо с небольшим усилием рычага в виде того же газового ключа;
  • После снятия элемента конический штуцер герметизируют – на него накладывается уплотнитель, либо фторопластовая лента;
  • Монтируется новый вентиль, после чего факт и время ремонта заносятся в паспорт баллона. Монтаж осуществляется специальным динамометрическим ключом, который дает возможность правильно дозировать усилия и не сорвать резьбу. Максимальное разрешенное в этом случае давление составляет 480 Нм для стальных, и 250 для латунных вентилей;
  • Сняв вентиль с баллона, необходимо слить из него конденсат, если речь идет о широко используемом нами пропан-бутане. Данная процедура практически никем не выполняется, несмотря на то, что она крайне желательна. Однако сливать необходимо вдали от жилых домов, так как конденсат сей имеет крайне неприятный запах.

В целом же, редуктор, который является неразборным, необходимо менять раз в шесть лет. Что касается шлангов, то они должны быть армированные и подлежать осмотру не ранее, чем один раз в полгода при замене баллона.

Устройство вентиля газового баллона

Типовой вентиль на газовый баллон состоит из следующих узлов:

  • Корпуса вентиля – стальной детали, напоминающей по своей форме тройник. Причем на нижней части корпуса нарезана коническая резьба – под приемное отверстие баллона. В верхней части нарезана резьба цилиндрическая – под накидную гайку, удерживающую шток клапана. На боковом отводе корпуса нарезана цилиндрическая резьба – под заглушку вентиля.
  • Запорного элемента – сборного узла, состоящего из: пропускного клапана – детали,  регулирующей движения потока сквозь корпус; штока – управляющего элемента, передающего крутящий момент с маховика на клапан.
  • Органов управления – маховика, соединенного со штоком клапана с помощью подпружиненной гайки.

Кроме того, вентили для баллонов высокого давления оборудованы уплотняющими прокладками, размещенными между корпусом и накидной гайкой, между гайкой и маховиком, между клапаном и корпусом.

Устройство вентиля на газовом баллоне и способы его замены в случае необходимости

Вентили: а — кислородный, б — ацетиленовый, в — пропан бутановый

Например, вентиль для пропанового баллона работает под давлением в 15 атмосфер. Но и это значение далеко не предельно. Так вентиль баллона с кислородом может выдержать давление в 190-195 атмосфер.

Схема эксплуатации вентиля очень проста: с бокового штуцера корпуса свинчивается заглушка и туда же навинчивается редуктор потребляющей сети; далее, плавным движением, откручивается маховик запорного элемента, который сдвигает клапан и содержимое баллона поступает к потребителю. Для перекрытия потока газа из баллона эту последовательность действий повторяют в обратном порядке.

Как видите, баллонный вентиль не относится к чрезмерно сложным узлам (несмотря на достаточно высокую надежность устройства), а схему эксплуатации этого узла освоит даже ребенок. Некоторые затруднения способна вызвать только процедура замены самого вентиля. Поэтому на этом вопросе мы остановимся более подробно.

Эксплуатационные требования, применяемые к газовым баллонам

К использованию в бытовых и производственных нуждах допускаются только те баллоны, которые не имеют повреждений и которые прошли освидетельствование в установленный срок. Перед использованием необходимо проводить внешний осмотр баллона. Его стенки не могут иметь никаких повреждений, вмятин, трещин, коррозийных изменений, трещин или сильных вздутий. Внешняя поверхность баллона должна быть промаркирована и окрашена в соответствии с предписаниями Госта. При этом Площадь окрашенной поверхности не может быть меньше семидесяти процентов. Если остаточная покраска меньше этого уровня, то баллон изымается из эксплуатации и отправляется на техническое обслуживание и освидетельствование.

После внешнего осмотра необходимо произвести осмотр вентиля. Он должен быть полностью исправным. Также баллон должен содержать остаточное давление. На внешней поверхности баллона должен присутствовать ясно читаемый паспорт, в котором стоит отметка о прошедшем освидетельствовании.

Популярные статьи  Как выбрать утюг для сварки полипропиленовых труб и как им правильно пользоваться

Все работы по ремонту баллона, ремонту его выпускной части, окраске, освидетельствованию и прочим технологическим процедурам имеет право проводить только та организация, которая получила специальное разрешение на осуществление работ с сосудами, работающими под высоким давлением.

Техника безопасности

Даже если вы уверены, что баллон пустой, на дне могут оставаться остатки сжиженного газа. Поэтому, чтобы не рисковать, необходимо избавиться от него. Для этого следует оставить конструкцию в открытом виде на 12 часов. При этом необходимо удостовериться, что вблизи отсутствуют источники возгорания.

Спустя это время необходимо промыть внутреннюю часть баллона чистой водой, что позволит удалить остатки газа. Кроме того, для чистки конструкции разрешается использовать известь с водой или хлор. Правда, после таких манипуляций может остаться неприятный запах, который быстро выветривается.

Обязательные меры предосторожности

Перед заменой вентиля газового баллона необходимо использовать меры предосторожности. Работы должны проводиться так, чтобы обезопасить человека от потенциальных опасностей и сохранить оборудование в рабочем состоянии

Используются следующие меры предосторожности при подготовительных работах по замене газового вентиля:

  1. Стравливать остатки содержимого баллона можно только на открытом пространстве. Исключение можно делать только для азота, воздуха и аргона.
  2. Рабочее помещение должно быть хорошо проветриваемым, хотя желательно проводить работы на улице.
  3. В пределах рабочего места должен находиться только один закрытый газовый баллон.
  4. Откручивать маховик необходимо медленно с целью предупреждения его электризации.
  5. К замене вентиля можно приступать только после окончательного выравнивания давления в баллоне и снаружи.

При вкручивании вентиля в баллон используется фум-лента или специальные смазки, которые обеспечивают повышенную герметичность и прочность соединения. При замене крана такие уплотнители сильно усложняют процесс его демонтажа. Для решения этой проблемы можно разогреть вентиль феном.

Устройство вентиля на газовом баллоне и способы его замены в случае необходимости
Экономить на газовой фум-ленте не стоит, ведь качественный материал избавит от необходимости перекручивать вентиль из- утечек газа

Нагревать запорную арматуру можно только после стравливания газа с баллона и закрытия крана. В таком случае процедура безопасна и не приведет к непредсказуемым ситуациям.

Альтернативой фену может стать обматывание вентиля тканью с последующим обливанием её кипятком. При таком методе нагрева на выходной штуцер следует накрутить любую подходящую заглушку для предупреждения попадания туда воды.

После соблюдения всех мер предосторожности и прогрева запорной арматуры можно приступать к выкручиванию вентиля, что в домашних условиях может стать нелегкой задачей

Поверка газового баллона

Освидетельствование газового баллона – это мероприятие, которое необходимо в первую очередь его владельцу. Освидетельствование может гарантировать то, что баллон безопасен в эксплуатации и может быть использован по назначению, в противном случае их эксплуатация недопустима. Существует единый порядок освидетельствования, во время ее проведения проводят осмотр поверхностей баллонов на предмет обнаружения повреждения поверхности.

Срок службы газового баллона

Выполняют проверку качества маркировки и окраски на предмет соответствия требованиям ГОСТ, состояния крана. Кроме того, в процессе аттестации проводят гидравлические испытания емкостей для хранения газов. Результаты осмотра и проведенных испытаний заносят в паспорт, сопровождающий изделие все время его эксплуатации.

Без проведения подобных мероприятий заправка и эксплуатации емкостей для хранения и перевозки газа недопустимы. Обследование баллонов и вынесение заключения по ним может выполнять только организация, которая имеет все необходимые разрешения и полномочия от соответствующих государственных надзорных органов.

Сосуды для хранения газов должны проходить аттестацию один раз в несколько лет. Срок проведения зависит от нескольких параметров – от материала, например, если баллоны изготовлены из легированной или углеродистой стали, то им достаточно проходить через эту процедуру один раз в пять лет. Баллоны, устанавливаемые на автомобили в составе ГБО, должны проходить аттестацию в три или пять лет.

Баллоны, которые работают в стационарных условиях и предназначены для хранения инертных газов проходят необходимые освидетельствования один раз в десять лет.

Обозначенные сроки освидетельствования должны строго соблюдаться. Все дело в безопасности. Если емкости предназначены для хранения и перевозки пропаном, ацетиленом или другим взрывоопасным газом любой дефект на наружной поверхности баллона может привести к непоправимым последствиям.

Как только возникают сомнения в работоспособности емкости для хранения газа необходимо вывести ее из оборота и приобрести, или арендовать новый.

БАЛЛОНЫ ДЛЯ СЖАТЫХ ГАЗОВ, ВЕНТИЛИ ДЛЯ БАЛЛОНОВ

Стальные баллоны малой и средней емкости для газов на давление до 20 МПа (200 кгс/см 2 ) соответствуют требованиям ГОСТ 949—73.

Баллоны имеют различную вместимость газов с определенным давлением. Баллоны объемом до 12 дм 3 (литров) относятся к баллонам малой емкости. Баллоны объемом от 20 до 50 дм 3 (литров) относятся к баллонам средней емкости.

Баллоны, предназначенные для хранения и перевозки сжатых, сжиженных и растворенных газов при температуре от минус 50 до плюс 60°С изготавливают из бесшовных труб.

Баллоны, рассчитанные на рабочее давление 10, 15 и 20 МПа (100; 150 и 200 кгс/см 2 ), изготавливают из углеродистой стали, а баллоны, рассчитанные на рабочее давление 15 и 20 МПа (150 и 200 кгс/см 2 ) из легированной стали.

Баллоны для кислорода выпускаются производством на расчетное давление 15 МПа (150 кгс/см 2 ), а баллоны для ацетилена — на расчетное давление 10 МПа (100 кгс/см 2 ). Наибольшее распространение имеют баллоны емкостью 40 дм 3 (литров).

По требованию заказчика баллоны могут не окрашиваться. Тем не менее, клеймо должно быть отчетливо видно на сферической части у горловины баллона. В табл. 6.1 приведены цвета условной окраски баллонов.

Цвета условной окраски баллонов для хранения и транспортировки газов для газовой сварки и наплавки

Прочие горючие газы

Часть верхней сферы баллона не окрашивают и на ней выбивают паспортные данные: товарный знак предприятия-изготовителя; номер баллона; дата (месяц, год) изготовления и год следующего испытания, которые проводятся каждые пять лет; масса порожнего баллона в кг; емкость баллона в дм 3 (л); клеймо ОТК.

Баллоны для кислорода (рис. 6.10) имеют массу 43,5 и 60 кг с длиной корпуса 1390 мм. Для подсчета количества кислорода в баллоне нужно емкость баллона в дм 3 умножить на давление газа в кгс/см 2 . Например, при емкости баллона 40 дм 3 и давлении заправленного кислородом баллона 15 МПа (150 кгс/см 2 ) количество кислорода в баллоне равно 40×150 = 6000 дм 3 , или 6м 3 .

Нижней частью баллоны опираются на башмаки, чтобы избежать ударов по корпусу в процессе транспортировки и обеспечить устойчивое вертикальное положение при установке на газовом посту. Верхняя часть баллонов также защищена от случайных ударов толстостенными колпаками.

Баллон на сварочном посту устанавливают вертикально и закрепляют цепью или хомутом для предохранения от падения. При кратковременных монтажных работах баллон можно укладывать на землю так, чтобы вентиль был выше башмака баллона, для этого верхнюю часть баллона опирают на деревянную подкладку с вырезом.

Рис. 6.10.Кислородный баллон:

  • 1 — предохранительный колпак; 2 — запорный вентиль;3 — кольцо;
  • 4 корпус;5 — опорный башмак; Z.6 — длина баллона;D6 — диаметр баллона; S6 —толщина стенки баллона

Баллон подготавливают к работе в следующем порядке: открывают колпак; отвертывают заглушку штуцера; осматривают вентиль, чтобы убедиться, нет ли следов жира или масла.

Если на вентиле замечено наличие масла, то таким баллоном пользоваться нельзя и сварщик должен отставить данный баллон и сообщить об этом мастеру или руководителю работ.

Если вентиль исправен, его штуцер продувают кратковременным поворотом маховика на небольшой угол. При этом нужно стоять сбоку от штуцера вентиля.

Если вентиль не открывается или имеет утечку газа (травит), баллон следует отставить для отправления обратно на кислородный завод для ремонта.

Далее проверяют состояние накидной гайки редуктора и присоединяют редуктор к вентилю баллона, затем ослабляют регулирующий винт редуктора.

Медленным вращением маховичка, открывают вентиль баллона и устанавливают рабочее давление кислорода с помощью регулирующего винта редуктора. После этого можно производить отбор газа из баллона.

При понижении давления газа в редукторе газ охлаждается. Если в газе содержится влага, то может произойти замерзание каналов вентиля и редуктора. В этом случае вентиль и редуктор следует отогревать только горячей водой или паром.

Ацетиленовые баллоны (рис. 6.11) для безопасного хранения газа под высоким давлением заполняют специальной пористой массой из древесного угля, пемзы, инфузорной земли и пропитываются ацетоном, в котором ацетилен хорошо растворяется. Находясь в порах массы, растворенный в ацетоне ацетилен становится взрывобезопасным и его можно хранить в баллоне под давлением до 2,5—3,0 МПа (25—30 кгс/см 2 ). Номинальное давление в баллоне для ацетилена установлено 1,9 МПа (19 кгс/см 2 ) при 20 °С.

Популярные статьи  Как утеплить мансарду: разбираемся с материалами и их необходимой толщиной

Рис. 6.11.Ацетиленовые баллоны: а — сварной БАС-1 -58; б — бесшовный;1 —

корпус;2 — запорный вентиль;3 — предохранительный колпак;4 — газовая подушка;5 — пористая масса с ацетоном; б — опорный башмак

Составные части газового баллона

Требования по производственным процессам и техническим характеристикам газовых баллонов регламентируются довольно старыми ГОСТами 949-73 и 15860-84.

Максимальное рабочее давление в устройствах колеблется от 1,6МПа до 19,6МПа, а толщина стенок может варьировать от 1,5 до 8,9 мм.

Защитный колпак на газовых баллонах может накручиваться на специальную резьбу горловины, полностью закрывая вентиль, или быть приваренным к корпусу и лишь защищать кран от случайных внешних ударов

Стандартный газовый баллон в сборе состоит из следующих элементов:

  1. Корпус баллона.
  2. Вентиль с запорной арматурой.
  3. Закрывающий вентиль колпак.
  4. Подкладные кольца для фиксации и транспортировки.
  5. Опорный башмак.

Важным элементом баллона являются также выбитые на нем технические сведения.

Выбитую на баллоне информацию используют сервисные центры при заправке и повторном освидетельствовании оборудования, поэтому не следует её сильно закрашивать краской

Дно баллонов имеет форму полусферы для равномерного распределения внутреннего давления. Для лучшей устойчивости корпуса снаружи приваривают башмак, на нижних кромках которого зачастую имеются отверстия для крепления баллона к горизонтальным поверхностям.

Монтаж и замена вентиля на газовом баллоне

Приступая к монтажу запорного узла для баллона со сжиженным газом необходимо помнить о том, что данный элемент будет функционировать в условиях высокого давления. Поэтому все работы по монтажу или замене такого узла следует проводить в строгом соответствии с инструкциями.

Технически поменять вентиль на газовом баллоне достаточно легко – устаревший узел просто вывинчивается из входного отверстия в емкости, как обычный штуцер, а новый запорный элемент ввинчивается на его место. Что дает промокод БК Мелбет? Промокод Melbet — дает стартовый бонус при регистрации до 10 500 рублей. По промокоду можно получить: Спорт-бонус 100%. Для получения приветственного бонуса необходимо пополнить баланс минимум на 100, максимум на 19 500 рублей. Промокод Мелбет на казино вводится при регистрации нового аккаунта. Благодаря ему вы получаете увеличенный бонус на первый депозит, система добавляет 30% к максимальной сумме. Стандартный бонус на первое пополнение счета составляет 7000 рублей, после введения промокода – 9100 рублей

Однако при этом нужно соблюдать особые меры предосторожности

Ведь, повторимся, этот узел находится под давлением (например, на вентиль ацетиленового баллона давят целых 30 атмосфер), следовательно, сам процесс демонтажа и монтажа следует организовывать по такой схеме:

  • В самом начале запорный узел вентиля следует перевести в положение «открыто». То есть, выкрутить до упора в крайнее верхнее положение. В итоге остатки содержимого баллона уйдут либо в атмосферу, либо в какую-либо емкость.
  • После освобождения баллона от опасного содержимого можно приступать к демонтажу корпуса вентиля из резьбового отверстия в верхней части баллона. Для этих целей можно использовать либо специальный инструмент, либо обычный разводной ключ. При этом необходимо понимать, что вентиль был вкручен очень плотно и, возможно, с использованием жидкого уплотнителя, поэтому, перед демонтажем корпус запорного элемента нужно нагреть строительным феном.
  • Удалив старый вентиль из баллона нужно подготовить к монтажу новый запорный узел. То есть, нужно просто нанести на конический штуцер в нижней части корпуса гелеобразный или полимерный уплотнитель. В качестве последнего, чаще всего, используется обычная ФУП лента.
  • После подготовки вентиль вкручивается в отверстие на корпусе баллона, вначале, руками, а затем и ключом. Причем в качестве ключа, лучше всего, задействовать особый инструмент  — динамометрический ключ, который позволяет регулировать усилие при затягивании. Ведь для стальных корпусов нужно создать момент в 480 Нм, а для латунных – 250 Нм.

Завершив монтаж вентиля, следует нанести сведения о дате операции на паспорт баллона – специальную табличку, вмонтированную в корпус емкости.

Техника безопасности и методика контроля качества монтажа

Устройство вентиля на газовом баллоне и способы его замены в случае необходимостиПо завершению процесса монтажа вентиля необходимо проконтролировать качество выполненных работ.

Для этого нужно сделать следующее:

  • К боковому штуцеру корпуса подключают шланг от нагнетателя (компрессора).
  • Вентиль переводят в положение «открыто» и закачивают в баллон порцию сжатого воздуха. После этого вентиль баллона переводят в положение «закрыто».
  • Далее, к боковому штуцеру корпуса подключают манометрический вентиль с ввинченным измерительным прибором (манометром).

Разумеется, герметично монтированный вентиль должен удерживать давление на одном уровне в течение достаточно длительного времени.

Методика упрощенного контроля

Такая методика практикуется в полевых условиях или при отсутствии «под руками» измерительных приборов.

Для ее реализации нужно выполнить следующее:

  • В баллон закачивают сжатый воздух и перекрывают вентиль.
  • Поверх вентиля наносят помазком для бритья взбитую мыльную пену.
  • Герметичность узла баллон-вентиль контролируют по отсутствию «пузырей»  в мыльной «шапке» на вентиле.

Несмотря на простоту, этот метод считается достаточно действенным и используется большинством специалистов по напорным трубопроводам.

Сборка

Перед установкой следует протереть посадочное место и обработать его герметиком. Обязательно заменить уплотнительную резинку, предварительно смазав ее силиконовой смазкой.

Отрегулировать поплавок на новом «мультике» таким образом, чтобы датчик показывал правильное количество газа в баллоне. Делать это следует аккуратно, сгибая крепление поплавка таким образом, чтобы при максимальном положении стрелки на датчике уровня газа поплавок также находился в максимально высоком положении в баллоне.

Устройство вентиля на газовом баллоне и способы его замены в случае необходимости

Устанавливаем «мультик» в баллон. После установки поплавок должен быть в максимально опущенном состоянии (касаться дна баллона), а датчик уровня газа на мультиклапане показывать «пустой бак».

Устройство вентиля на газовом баллоне и способы его замены в случае необходимости

Обращая внимание на качество газа на наших заправках не лишним будет установить фильтр на заборную трубку

Устройство вентиля на газовом баллоне и способы его замены в случае необходимости

Производим установку и закрепляем мультиклапан аккуратно затягивая все крепежные болты крест на крест. Затягивайте болты по очереди, избегая перекоса. Чтобы избежать окисления и ржавения болтов рекомендуется предварительно смазать их густой смазкой.

Устройство вентиля на газовом баллоне и способы его замены в случае необходимости

  • Подсоедините обратно трубки заправочной магистрали и аккуратно затяните их.
  • Приготовьте и возьмите с собой мыльный раствор.Делать его легче всего используя жидкое мыло и теплую воду.
  • На заправочной станции заправьте минимально возможное количество газа в баллон. открутите вентиль мультиклапана, произведите «обмыливание» и проверьте на утечку газа. В случае выявления «пузырения» подтяните крепежные болты до тех пор, пока утечка не исчезнет. Не переусердствуйте чтобы не сорвать резьбу!

Довольно часто бывает, что трубки заправочной магистрали выставлены не ровно, в таком случае подтяжка резьбы ничего не даст, следует открутить трубки, выставить их ровно и затянуть еще раз.

Выводы и полезное видео по теме

Если вы никогда не занимались выкручиванием вентиля из горловины баллона, то рекомендуем посмотреть следующий ролик:

Выкручивание вентиля с использованием тисков, металлической трубы и хомута:

Ознакомившись с простыми способами по выкручиванию крана газового баллона, можно выбрать для себя наиболее подходящий

Но важно помнить о правилах безопасности – к сожалению, нередки случаи, когда при небрежном обращении обывателей газовые баллоны взрываются. Поэтому, взвесив все за и против, лучше обратиться на заправочную станцию, где за символическую плату открутят кран со старого баллона или же выполнят его замену

У вас есть собственное мнение по поводу раскручивания газового баллона в кустарных условиях с применением подручных средств и вы хотите поделиться им с другими пользователями? Или хотите рассказать о своем опыте откручивания вентиля? Пишите свои комментарии, добавляйте оригинальные фото, участвуйте в обсуждении – форма обратной связи расположена ниже.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Денис Серебряков/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: